Архитектура СССР. 1933—1941 гг. Градостроительство. Темпы и задачи. Генеральный план реконструкции Москвы - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура СССР. 1933—1941 гг. Градостроительство. Темпы и задачи. Генеральный план реконструкции Москвы

Архитектура СССР. 1933—1941 гг.
    В годы второй и третьей пятилеток, как в предшествующий период, развитие советского градостроительства было неразрывно связано с невиданным в истории планом созидания — экономическим и культурным строительством СССР, масштабы которого непрерывно возрастали.
    В постановлении XVII съезда ВКП (б), состоявшегося в январе 1934 г., указывалось, что «... основной и решающей хозяйственной задачей второй пятилетки является завершение реконструкции всего народного хозяйства» (КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, ч. II, с. 746). Взятый партией курс на индустриализацию страны, на быстрейшее создание ключевых отраслей промышленности воплощался стремительными темпами. Общий объем капитального строительства во второй пятилетке превысил объем строительства, достигнутый в первой пятилетке, более чем в 2,3 раза.
    Создание мощной экономики — фундамента построения социалистического общества — было той базой, на основе которой осуществлялась широкая программа социалистического преобразования старых и строительства новых городов.
    С годами объемы и темпы промышленно-энергетического строительства, а вместе с ними объемы и темпы решения градостроительных проблем непрерывно нарастали. Процесс этот отражал преимущества социалистического строя, который покончил с частной собственностью на землю и определил плановый характер социалистической экономики. Города, рабочие поселки и численность населения быстро росли. Если по данным Всесоюзной переписи 1939 г. за предшествующие 12 лет число городов возросло с 709 до 923, а поселков городского типа — с 1216 до 1450, то на 1 января 1941 г., к исходу предвоенного периода, насчитывалось уже 1241 город и 1711 поселков городского типа.
    Вместе с широкой реконструкцией и развитием старых городов и строительством новых в годы второй и третьей пятилеток получили дальнейшее развитие города, заложенные в конце 20-х — начале 30-х гг., в период первой пятилетки, на базе таких промышленных гигантов, как Кузнецкий и Магнитогорский металлургические комбинаты и др. Здесь имеются в виду прежде всего города Новокузнецк (1929 г.) (цифры в скобках показывают дату закладки города) и Магнитогорск (1930 г.), в строительстве которых партия и народ воплощали ленинские идеи о создании Урало-Кузбасса, и последующее решение XVI съезда ВКП (б) о том, что «... индустриализация страны не может опираться в дальнейшем только на одну южную угольно-металлургическую базу...», что для страны жизненно необходимо «...создание в ближайший период новой мощной угольно-металлургической базы в виде Урало-Кузбасского комбината» (XVI съезд ВКП (б). Стенографический отчет. М, ОГИЗ, 1931, с. 713). В Казахстане быстро росла связанная с Урало-Кузбассом Караганда (1931 г.), которая создавалась как третья угольно-металлургическая база СССР. Одновременно укреплялась южная (первая) угольно-металлургическая база, в связи с чем быстро развивались Запорожье, в прошлом маленький, провинциальный городок Александровск, и Донецк, бывший шахтерский поселок Юзовка.
    Наряду с этими строились и другие индустриальные центры. Их местоположение, как и новых городов первой пятилетки, определялось также необходимостью наилучшего использования огромных сырьевых и энергетических ресурсов восточных и других районов страны, выравнивания их экономического и культурного уровня.
    Большие градостроительные работы — реконструктивные и новые — были развернуты во всех республиках Союза.
    Сложность проблем социалистического градостроительства, все нараставшие его объемы вызвали необходимость в самом начале второй пятилетки (июнь 1933 г.) постановления ЦИК и СНК СССР «О составлении и утверждении проектов планировки и социалистической реконструкции городов и других населенных мест Союза ССР». Постановление нацеливало внимание на необходимость тесной связи роста городов с перспективами развития народного хозяйства, планомерного согласованного развития мест приложения труда и расселения в каждом городе, обеспечения наиболее благоприятных условий для труда, социально-культурного и бытового обслуживания населения, соответствия проектных решений архитектурно-художественным требованиям.
    Задачи социалистического градостроительства настоятельно требовали проведения серьезных мероприятий в области архитектурного проектирования и архитектурной науки, организационного и творческого объединения советских архитекторов. В 1933 г. в Москве, Ленинграде и ряде других городов были созданы архитектурнопланировочные и архитектурно-проектные мастерские, творческое руководство которыми осуществляли крупные архитекторы страны. В процессе работы больших коллективов архитекторов складывались важные для всей практики советского градостроительства творческие, теоретические положения. Программным документом, определившим перспективы дальнейшего развития советского градостроительства, явилось постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 10 июля 1935 г. «О генеральном плане реконструкции Москвы». Еще июньский Пленум ЦК ВКП (б) 1931 г. поставил широкую задачу социалистического преобразования существующих городов и строительства новых индустриальных центров, разработки научно обоснованного плана дальнейшего расширения и застройки столицы.
Генеральный план реконструкции Москвы. 1935 г. Архитекторы В. Семенов, С. Чернышев, инж. А. Страментов и др.
Генеральный план реконструкции Москвы. 1935 г. Архитекторы В. Семенов, С. Чернышев, инж. А. Страментов и др.
    Содержание постановления о генеральном плане реконструкции Москвы было значительно шире конкретных мероприятий по переустройству столицы и улучшению условий жизни ее населения. Оно определило основные принципы преобразования советских городов и развития социалистического градостроительства в целом. В этом историческом документе ясно выражена единая руководящая идея, положенная в основу всего советского градостроительства: наиболее полное удовлетворение многообразных материальных и культурных потребностей советских людей и создание благоприятных условий для гармоничного развития современного крупного города, обладающего сложной функциональной структурой, развитой промышленностью. Эта идея всегда оставалась и остается руководящей при формировании советских городов как единых производственных и социальных организмов.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2030
Назад к содержимому