Архитектура СССР. 1955—1970 гг. Градостроительство. Новый этап развития
Архитектура СССР. 1955—1970 гг.
За первое послевоенное десятилетие советский народ залечил раны, нанесенные войной. Со второй половины 50-х гг. страна приступила к новому этапу развития производительных сил, который характеризовался более рациональным использованием ресурсов страны, широким строительством новых крупных промышленных предприятий и энергетических комплексов, освоением новых земель, более рациональным размещением производительных сил на территории страны.
Научно-техническая революция, обусловившая органичное соединение науки с производством, открыла новые пути прогресса в народном хозяйстве. Было необходимо реализовать эти новые перспективы и обеспечить дальнейшее движение вперед, развивая наиболее эффективные отрасли производства, расширяя базу научных исследований и подготовки квалифицированных кадров. Задачей первостепенного социального значения, поставленной перед строительством, стало разрешение жилищной проблемы.
Рациональное решение грандиозных задач придало особую роль проблеме районной планировки, определяющей взаимосвязанные процессы размещения производительных сил и преобразования системы расселения в нашей стране. В советском градостроительстве все больше раскрывалось значение производственно-экономических, социальных и культурных взаимосвязей, устанавливавшихся между городами, объединявшими группы населенных мест. Город как автономная единица получал устойчивые взаимосвязи с группой городов, основные принципы развития которых было возможным установить только с использованием методов районной планировки.
В условиях научно-технической революции и социального прогресса все большее значение для решения практических вопросов формирования системы расселения и структуры населенных мест получило научное прогнозирование. Комплексная разработка методов научно обоснованных долгосрочных прогнозов с целью их использования при создании проектов районной планировки и генеральных планов была начата в 1967 г. научно-исследовательскими и экспериментально-проектными институтами Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре под руководством архит. Н.Баранова. Стремление предусмотреть в проектных предложениях перспективное развитие городов на отдаленные сроки, что было объективной потребностью времени, стало основной тенденцией градостроительной мысли. Тенденция эта оказывала все больше влияния на практику.
Характерной чертой рассматриваемого периода стала и разработка генеральных планов крупнейших городов в едином комплексе с районами их народнохозяйственного влияния и пригородной зоной (генеральные планы Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Баку, Минска и др.). Такая методика проектирования позволила определить рациональные пути регулирования роста крупнейших городов, пути развития и преобразования промышленных агломераций в планомерно растущие созвездия населенных мест на основе комплексного решения задач размещения промышленности, сельскохозяйственного производства, транспортных и инженерных сооружений, селитебных территорий и зон отдыха. Опыт ее применения имел принципиальное значение для совершенствования методов проектирования схем районной планировки на территории страны.
Среди крупных работ в этой области — проект районной планировки зоны влияния Красноярской ГЭС (руководитель проекта инж. Г.Каплан, 1956 г.). Уже в процессе разработки проект оказал влияние на размещение предприятий и населенных пунктов, а в последующем служил основой при составлении генеральных планов городов.
В схеме районной планировки Братского промышленно-энергетического комплекса (1960 г.) была разработана гипотеза экономического развития столь же обширного — свыше 100 тыс. км2 — района Восточной Сибири в зоне влияния Братской ГЭС (архит. П.Джишкариани, инж. А.Петухова). Красноярская и Братская районные планировки, выполненные московским Гипрогором, положительно характеризуют опыт, достигнутый в этой области к 1960 г.
Задачей исключительного народнохозяйственного значения была разработка районной планировки нефтегазодобывающих районов Западной Сибири, где на малообжитых землях с суровыми природными условиями нужно было определить пути решения специфических проблем, связанных с рассредоточенностью нефтеносных территорий и ограниченным числом площадок, благоприятных для создания новых населенных мест.
Прогрессивной тенденцией было и стремление внести закономерность и четкое зонирование территории в важнейшие курортные районы страны с тем, чтобы наиболее рационально использовать исключительные природные условия для массового отдыха населения. Характерной особенностью курортного строительства стало при этом расширение форм лечения и отдыха, что потребовало создания новых типов учреждений — курортных городков, пансионатов, мотелей, кемпингов. Были разработаны и составлялись новые схемы районной планировки юго-западного, южного и юго-восточного побережья Крыма (Гипроград, Киев, 1960—1962 гг.), района оз. Иссык-Куль в Киргизии (ЦНИИЭП учебных зданий, 1967 г.), Дальневосточного курортного района (Ленгипрогор, 1960 г.), района Юрмалы в Латвии (Латгипрогорстрой, 1960 г.), группы курортов кавказских Минеральных Вод (Гипрогор, 1964 г.).
В проекте районной планировки курорта Большие Сочи, разработанном Гипрогором в 1964 г. (архит. Ф.Янсон), было предусмотрено дальнейшее расширение курортного района, протяженность которого составит 140 км. В его линейной структуре, подчиненной побережью, выделяются шесть главных курортных комплексов, объединенных культурно-бытовым и медицинским обслуживанием: Аше, Лазаревское, Головинка, Лоо, Дагомыс, Сочи, Адлер. Их архитектурно-пространственная композиция ориентируется на море. Застройка размещена на обращенных к морю склонах, а в Лазаревском, Головинке и Адлере — непосредственно на побережье. Значение центра курортного района сохраняется за городом Сочи с его морским вокзалом, крупными зрелищно-спортивными и торговыми комплексами и высотными зданиями гостиниц, служащими доминантами в панораме курорта с моря.
Схема перспективного развития прибрежных районов Крыма на 1959—1980 гг., разработанная Гипроградом на основе довоенного проекта, намечает развитие курортных местностей и в том числе создание новых курортов, предусматривает более равномерное размещение отдыхающих на полуострове. Значение центра южного курортного района сохраняется за Ялтой.
Наряду с реорганизацией и упорядочением существующих курортов принимались меры для приближения санаторно-курортной сети к крупным индустриальным центрам, удаленным от «традиционных» мест отдыха. Проектировались новые курортные комплексы в Белокурихе Алтайского края, Дарасуне Читинской области, на Чукотке вокруг Чаплакских гипотермальных источников и т.п.
К началу 60-х гг. генеральные планы развития городов, составленные в довоенные годы на расчетные сроки 20—25 лет, были в основном успешно реализованы. Была начата разработка новых проектов с учетом накопленного опыта и перспектив социалистического градостроительства.